Белый туман Sergei
6-9 ноября 1997 года.

Москва - ст. Тверь - В.Волочек - ст. Бологое - ст. Гриблянка - дер. Копачево - оз.Маги - дер. Пальцево - дер. Волошно - дер. Юняхино - оз. Пучино - оз. Велихно - ст. Терелесовская - Тверь - Москва. Расстояние пройденное : ~60 км. Время в пути: ~16 часов.

День 1. Обратно к зиме. 7 ноября 1997 года.

Вечером 6 ноября с Ленинградского вокзала Москвы отправились 10 человек на калинской электричке в 22:09. В 7:20 уже третья по счету электричка высадила нас в г. Бологое. Сонные, мы закинулись в тепллый вокзал, и закупившись булочками стали ожидать пассажирского поезда Бологое-Сонково, по расписанию в 8:30. Всю ночь валил снег, и к утру намело сугробы. Полный билет до ст. Гриблянка стоит 5 тыс! Хоть и с опозданием поезд медленно потащил нас на восток через р. Мста к нашей станции. За окном белам бело от летящего снега, леса и поля в белом уборе, а на льду, еще тонком, уже видны следы смелых рыбаков. С поезда сошли в 10:35. Теперь наш главный азимут - ЮГ ! выйти к Октябрьской жд. По дороге, похоже асфальтовой (под снегом не видно) доходим до д Копачево, переходим через реку Маги и идем по деревне. Несмотря на праздник, деревня как бы сонная. Редкие встречные не проявляют к нам интереса, даже собаки смотрят нам вслед хладнокровно. Подходим к оз. Маги с восточной стороны. На привале стараемся узнать про имеющиеся рядом с озером минеральные ключи, про которые я узнал от Саши Канощенко, ходившего здесь в прошлый ноябрь на байдах, и который ехал с нами на электричке на рыбалку. Идем по лесноой дороге мимо разрушенной церкви, кладбища, вдоль оборваной ЛЭП. Интервал движения 50-10. На противоположном берегу видна большая д. Глазачи. Снег прекратился. Миновав пригорок, отмеченный на карте, Я и Семенов провели разведку леса между тропой и озером, чтобы не пропустить исток из озера реки Мажица.Ушли с тропы и подошли ближе к берегу. Заболоченый лес, покрытый снегом. Идти трудно, проваливаемся в мочежины. Далее вдоль берега по крутому лесистому склону. Обещенного моста через Мажицу не оказалось. Организуем переправу в брод, силами Димы Шамшина и его болотных сапог. Сразу на крутом западном склоне организуем обед. 14:00. Дров нет, начинается мокрый снег с дождем. Завхозом назначе Гена Бобков. И на чистом листе брошюрки с кроссвордами он ведет учет продуктов. На одном бревне готовим еду, и не найдя источников, которые, вероятно, у самого берега под снегом, в 16:20 уходим по тропе на юг. Стараемся по дороге идти как можно бастрее. Удивительный лес, он очаровывает даже в такую ненастную погоду. Тишина. Дорога забралась на высокий холм, с которого открылась яма огромной низины, куда нам предстоит дойти к ночи. А пока по дороге подходим к д. Пальцево, что на берегу озера. Вечереет. В деревне встретили одну старушку. Она сказала нам, что можно пройти в нежилую деревню Соснищи. Передохнув, отправляемся к деревне, но дорога за коровником бастро потерялась на заснеженнлм поле да еще в сумерках.Последний привал перед лесом, темнее уже не будет. 17:00. Съели по кусочку шоколада с горячим чаем из Гошиного термоса. Вперед на юго-запад по заболоченному лесу. Идем со сменой лидера. Пересекли большую ЛЭП, которая есть на карте.Болот стало больше, их низины глубже. Пытаемся обходить. 18:30 вышли к лесной дороге, ныряющей из болота в болото. Мест для стоянки не видно. Прошли по ней минут 5 и встали лагерем на небольшом, но высоком бугре перед болотом, или заболоченным озером (?) Почти дождик. Дрова хоть и сухие, но все равно мокрые. Воду берем из болотной проруби с ряской и мхом.

День 2. "...И если ты не вернешься назад, то кто же пойдет вперед..." И.Бродский

Встали в 8:00. Проспали лишний час, так как нужно было в 7 часов. Не холодно, пасмурно и сыро. В 10:25 вышли. Сразу после завтрака я провел разведку той дороги, у которой мы стояли. Она уходила дальше на юго-запад. Глубокие колеи ее были залиты водой и покрыты слоем льда. По ней видно давно никто не проезжал, так как через сплошные завалы тяжело было даже идти. Метров через 200 дорога поверну ла на З, и я предположил, что она проходит между двух озер, что показаны на карте на северовосточном берегу огромного болота Гладкое. Действительно, к югу от дороги начиналась и уходила далеко лесистая низменность, сквозь которую я решил не идти из-за недостатка времени, хотя на ЮЗ, в середине болота должен был быть остров, и зимник по нему выходил к д. Хвошно. По шли обратно на СВ, чтобы выйти к нежилой д. Соснищи. Скоро увидали белые крыши домов, повернули на восток, пошли по гряде. Пересекли грунтовую полевую дорогу, идущню тоже на ЮЗ, вероятно, к зимнику, на которой был виден свежий след колес. По полям идем н а ЮВ в поисках дороги, долго ищем ее у края леса, обходя заболоченные низины. Хотели уже без рюкзаков провести разведку, но в последний момент лес открыл нам вход на дорогу. Быстро идем по ней по 50 минут на переход. Группа начинает растягиваться, выяснилось, что у Лени Геллера проблемы в голеностопе. Идем все равно быстро, дожидаясь Леонида на привалах. Дорога проходит между ЛЭП и болотом Гладиким, в основном по лесу, но иногда выходя на поляны-вырубки и заболоченные участки. Видимость плохая, все в белом тумане. Идти даже по дороге тяжело, в рыхлом мокром снегу вязнут ноги, а тонкий лед на воде не держит. В 12:30 пересекли по бывшему мосту реку Балоиху Теперь дорога идет на ЮЮЗ к д Осиновка. Недавно навстречу нам прошел человек, видны его следы. Вставать на обед уже нельзя: сосновый лес кончился, начились поля и лиственные заболоченные перелески. Дорога вышла не к деревне, а к сараю, что показан на карте. Встали на хорошо накатанную дорогу на д. Волошно, по которой даже легковые проезжают, собираясь за ней обедать. Все в тумане, тихо и влажно. Леню не ждем, чтобы не терять времени. Он с Петром идет за нами по следу, а на обеде мы его встретим. Уже чуыствуется усталость, группа растянулась по дороге. Все перелески и поля, где-то вдали лает собака. Еле виден лес вокруг Долго-долго из-за тумана не видно деревни, и вот справа по ходу вырастают серые силуеты домов, словно проявляется черно-белые фото в ванночке терпеливого фотографа. Перед деревней оставили троих ждать Леню с Петей, а сами пошли вперед готовить обед. Прошли деревню, такая же полусонная, как и предыдущие, разговорились со старушками. Мимо озера Волошно встали на асфальтовую дорогу к Дятлову, что выходит на Вышневолоцкое шоссе. Начался лес, и мы остановились в 14:05 на обед. Вскоре подошли и остальные, оказывается Леня с Петром проехали большую часть "туманной" дороги на ниве, которая стояла у сарая. Поели плотно, борщик и макароны с тушенкой, вобще говоря, недостатка в продуктах у нас не было, всегда под рукой было чем перекусить на ходу, имелся шоколод , конфеты и пряники, по утрам ели сыр и молочную кашу, в обед и вечером много тушенки, сала и колбасы. Набрали где-то у дороги воду с каким-то запахом. Ели и грелись долго, и движение начали в 16:20. По дороге до шоссе пробежали быстро. Вечереет, в тумане и сумерках голова не видела свой хвост. Но свернуть здесь негде, и на перекрестке все встретились. Набрали в речке воду и развели Zuko. 17:00. Пройдя немного по шоссе напротив остановки свернули на проселок идущий на юг. Прошли Юняхино. День кончился, и темнее уже не станет. Леня и Петр опять отстали и медленно идут где-то позади нас, высьатривая в снегу следы. Идти стало совсем трудно: лед всегда проваливается, под ним лужи в глубоких колеях, скользко, часто падаем. То одна, то другая дороги отходят от нашей, стараемся идти на юг, выбирая дорогу наугад. Быстро идти не получается, да и торопиться уже не куда - нужно только добраться до сарая, чтобы привязаться к местности. Деревни Доруха не нашли на дороге - "корова языком слизала". Это несколько озадачило нас, и мы стали проигрывать ситуации выхода из района на станцию Осеченка, что не сулило ничего приятного, т.к. до нее 25 км топать по дороге, вокруг которой заболоченый лес или поля, да еще и с тихоходным Геллером, а о том, идет ли он все еще за нами, мы не знали. С надеждой мы вглядывались в стоящие не далеко от дороги на западе стога сена, - не сарай ли то? Опять растянулись: впереди Семенов, позвди Шамшин. Сделали второй привал с перекусом, допили чай из термоса и Zuko, доели сушки и пряники. 19:05 вышли к сараю. По карте от него на ЮЗ отходит тропа к озерам Мец и Пучино, на гряду между болотами, к сосновым борам, где нас ждет Саша Канощенко с семьей. Сделали для идущих сзади Лени и Пети маркер и доски, что у сарая мы свернули с дороги. Пошли в поле сначала по полей тропе, а потом, когда она вышла обратно к дороге, по азимуту на Запад. Врезались в заболоченый лес, и пройдя немного, у серьезной воды остановились и вышли на поле. Немного подумав было в 19:25 решено вернуться к сараю, чтобы отдохнуть и встретить хвост. Покричали и на чей-то крик вышли к дороге. Это Леня и Петр нас догнали, не замеитив маркер и не свернув, к счастью, с дороги. Вместе дошли до сарая. Оказывается, уже давно шел дождь, а я только заметил это, когда встал под дырку в крыше. Решили ночевать в нем, леса и дров вокруш не было, и нам пришлось выпилить полуторометровое бревно из кладки. На перекрытие навесили тросик. развели на месте старого очага костер. Поужинали, погрелись, посушились. Поставили только две палатки, а я Семенов и Гоша легли в сарае около 1 часа ночи, занавесив одно окно полиэтиленом.

День 3. 9 ноября 1997 года.

Гоша и я встали как только стало светло, в 7:15. Договорившись с вечера, мы быстро собрались и отправились на разведку. Нашей задачей было найти либо тропу к озерам Мец, Серпу и Пучино, чтобы выйти на гряду, или убедиться в невозможности этого. Мы пересекли поле и уперлись в заболоченный лес, как и вечером. Пошли напралом по азимуту на ЮЗ, с трудом, медленно преодолевая глубокие яьы с водой, прикрытые почти растаявшим снегом. Шли наверное полчаса, я впереди, Гоша сзади в метрах 30 от меня, корректируя направление, когда я закладывал петли. Наконец кочки стали плотнее, и мы вышли на знакомое мне болото. На нем были заметны тропы идущие с юга на север, по которым мы и вышли на северный край болота. Как выйти с болота к озерам я знал, и мы, поев клюквы, решили возвращаться. Переправились через глубокую канаву по льду и вышли в лес, нашли там вышку, охтничью, наверное, и побежали на восток по полю мимо стогов к дороге. До сарая добрались за 20 минут. Там готовился завтрак, некоторые еще спали. Подняв последних силой и ботинками, я рассказал планы на сегодняшний день. После завтрака отправил Леонида с Петром вперед (т.е. назад на север), а в след за ним в 10:30 вышли остальные. Опять спустился туман, затрудняя видимость. Леонид дождавшись нас, сказал, что идти ему тяжело и он с Петром пойдет к шоссе и доберутся до Москвы сами. Мы попрощались, и осталось нас восемь. Идем по полю между стогов, прошли вышку. Подошли к северному краю болота. Мне бы здесь свернуть на болото, но я решил не мочить ребят и обойти болото с севера. Получилось как всегда, завязли в заболоченый лес, труднопроходимые поля с жесткими замерзшими кочками. В лесу на снегу много звериных следов, это лоси. Семенов собирает из-под снега торчащие грибы, вешенки. Многие промокли в глубоких канавах, покрытых льдом. Завернули лишнего на север и чуть не уперлись в болота вокруг Меца. Повернули на юг к болоту и вскоре вышли на долгожданную тропу, и почти бегом, дошли до гряды. Радостные, мы стояли на высоком бугре и смотрели на озеро Серп, слушая эхо. Подошли к оз. Пучино в 12:05, где встретили Саша Канощенко. За час приготовили сечку, т.е. ячневую крупу с тушенкой, поели сала. Гена и Гоша попробовали купаться, но лед на Серпе они пробить не смогли и только облились. На Пучино тоже толстый лед. 13:25 покинули стоянку и пошли к протоке, реке Судеревка. Вода в озере поднялась, и по тонкому льду идти было крайне тяжело. Все промокли. До электрички оставалось около двух часов, и кинув в рот клюкву, мы побежали по тропе к станции Терелесово, мимо озера Вехлино.

Заключение.

Так закончился этот трехдневный рейд по вышневолоцким лесам. Хорошие люди и замеччательная природа оставили много приятных радостных воспоминаний. А как все это начиналось и планировалось? Сначала была звездочка, ночная с Сашей Мачулиным.

Звездочка 1997 года. НА Абрамцево! Ночной рейд Софрино - Абрамцево.
Событие, с виду не значительное, но оставившее массу приятных и живых впечатлений. Хорошие люди, и нормальная погода. Еще свежи запахи осеннего леса... последние дни Золотой осени. Встретились мы на Ярославском вокзале у пригородных касс. Зачем то взяли билеты!? Приехали в Софрино уже в потемках. Холодает. Нас оказалось тринадцать! Звездное чистое небо предвещало морозную тихую ночь. Перед нами лежали 25 км. ночной дороги, вернее б ездорожья гигантского полукруга к западу от железной дороги. Идем на СЗ. Поселок быстроо кончился и началось поле, на котором даже на дорогах пришлось месить грязь. ЛЭП и просека с вырублеными и неубранными деревцами, которые в темноте цепляют за ноги и норовят кинуть тебя в лужу. Медленно встает из-за деревьев еще почти полная луна, освещая нам ср спины путь. Перекусили как толко свернули м просеки на тропу. Быстро, за час приготовили и съели макароны с сыром, мало не показалось. Настроение у всех бодрое, рвемся в путь. Похоладало еще, поднялся в поле ветерок, и на звездное небо наползла тонкая пелена....

Именно там и родилось идея про рейд Удомля - Терелесово. Договорились с Семеновым и Геной, потом с Гошей. Затем фидошники из MO.TOURISM прислали расписание поездов Бологое-Сонково. Первые дни ноября, прозвонка и переговоры - главное устоять в принятии решения. Признаюсь, если бы не Семенов, поехали бы мы все в Черусти на Святое озеро... Но это уже в другой раз.