Рдейский монастырь

2-6 ноября 2003 года

(Старая Русса - г. Холм - Кр. Бор - д. Замошье - д.Остров - д.Высокое - Рдейский монастырь - д. Наволок - Старая Русса)

День 1. Начало. Рдейский лес. 2 ноября 2003 года

Это мы В Старую Руссу приехали рано утром, на поезде №10. Мы - это Слава, Лена и я (Сергей). Через полчаса на другом поезде приехала наша вторая группа (Саша, Юра, Артем и Саша). На вокзале почти никого нет, между лавочками бродят две вечноголодные кошки. Мы позавтракали тем, что осталось с поезда. Купили билеты на автобус до г. Холм, а вот обратные билеты в Москву купить не удалось, так как кассирша отказалась продавать нам билеты до 9-ти утра. Автобус отправился в 7-00. Мы на него чуть не опоздали и вспомнили за пять минут, когда Слава делал фото на вокзале. Во второй группе не оказалось батареек для рации, пришлось поделиться нашими в надежде, что купим себе в Холме. Два часа в теплом полупустом автобусе пролетело незаметно. Кто дочитывал распечатанные из Интернета описания походов и историю монастыря, кто просто спал. Сотовая связь кончилась и все трубки мы отключили. На остановке Чекуново гр. №2 вышла. Они дальше собирались пройти по старой узкоколейке через деревни Какачово, Высокое и 4-го ноября по старой монастырской дороге, что идет по берегу озера, подойти Рдейскому монастырю и ждать там нас. В 9-30 мы приехали в город Холм. Сильный ветер, пасмурно. По совету Егора З. мы хотели посмотреть краеведческий музей. (Егор - это наш незримый участник, именно он и предложил посетить этот уголок Новгородчины, но в последний момент сам он не смог.) План у нас был такой: смотрим музей, ловим попутку до Фрюнино. Но на автостанции Холма оказалась очень приветливая кассирша, она объяснила, где музей, как нам лучше доехать и даже разместила наши рюкзаки в своей каморке. Мы сбегали по еще не проснувшемуся городу к музею ( он оказалось открывается в 11), посмотрели, что в магазине, вместо батареек к рации купили кило отборных пельменей и в 10-15 отправились на Великолукском автобусе до поселка Красный бор. Я всю дорогу проговорил с инструктором десантных войск и даже не заметил как долго мы ехали ( по карте 20 км.). Моросит дождь. На обочине дороги кое-где остатки снега, выпавшего здесь недели за три до этого. В Красном бору нам удалось найти машину за 200 рублей прямо до леса (хотя искали автобус до Замошья). ( Рейсовый автобус до зАмошья отправляется из Холма в 6-00 и 15-30). Вот здесь от Фрюнино и начинается собственно наш поход. Проселочная дорога из деревни скоро переходит в полевую разбитую колею. У самого начала леса останавливаемся. Дождь кончается как только ставим тент. Готовим пельмени и с огромным аппетитом уплетаем кило в три рта. Переобуваемся в сапоги. Идем по глухой лесной дороге. Иногда видны свежие следы сапог. Лужи покрыты толстенным льдом, но не настолько прочным, чтобы выдержать меня с рюкзаком. Лед трескается, нога соскальзывает по нему и утопает в мутной жиже. Ничего, это только начало. В этот день хотели пройти всего ничего. Наш дуб Но лес вокруг дороги оказался таким мокрым, что подходящее место долго не попадалось. Лес совсем лиственный - молодые березы да осины. После очередного брода вроде нашли небольшой сухой пятачок, но становиться не стали, так как по карте в 3-х километрах был обозначен сарай. Вот там и собрались становиться на ночлег. Но вскоре дорого начала ветвиться, появились новый колеи, и мы вместо нашего северного направления вдруг оказались на северо-западном на совершенно мокрой дороге, уходящей в Рдейский заповедник, в болото. Опять заморосил дождик. Долго ловили спутники для GPS, видимо из-за низкой облачности сигнал терялся. Решили идти по азимуту на восток прямо по лесу. Идти оказалось проще и мы вскоре пересекли еще несколько колей, идущих в северозападном направлении. Выбрали менее мокрую и по ней пошли. Мест для стоянки нет, попадаются небольшие бугристые пятачки сухого леса. Часам к пяти вечера добрались поляны, поросшей высокой пожухлой травой. Вдалеке заметили дым, вьющийся из сарая-вагона. Решили искать дальше другое место. Устали. Для первого дня было тяжело. ( Знали бы мы, что каждый следующий день будет дольше и тяжелее предыдущего. ) Достали "подарочный" пакетик с орехами и сушеными фруктами. Вспомнили наши проводы на вокзале, про Егора тоже вспомнили. Начало смеркаться. Мы прошли мимо сарая. Из трубы валом валит дым, а неподалеку слышны удары топора и лязг пилы. Мы никого не заметили, и нас, по-видимому никто не заметил. У развилки дорог выбираем левую. Судя по карте, правая уходит к деревне Сопки и к узкоколейке. Ищем место стоянки. И тут нам повезло: по правую руку от тропы нашли огромный в несколько обхватов дуб с сухими толстенными ветками. Дневного света хватило только на то, чтобы найти елку с сухой растопкой. Дальше включили фонари и газовую лампу. Дубовые ветки дали хорошие угли, и мы быстро приготовили ужин. Легли часов в 9 вечера. В палатке тепло.

День 2. Рдейский лес. 3 ноября 2003 года

Встали в девятом часу, вместо полвосьмого, моросит дождь, холодно. Разжечь костер на мокрой бересте оказалось непросто, все за ночь намокло, даже сухой, но влажный дуб не хотел разгораться. Была мысль отложить завтрак до хороших дров. В моей курточке случайно нашелся кусок уже использованного плекса. С его помощью и на сырой елке разожгли костер и позавтракали. Вышли в одиннадцать. Дождь кончился, но все вокруг мокрое, а дорога - две длинные лужи, глубиной чуть ниже колена. Идем от точки до точки по GPS. Встречаем прибитые к деревьям таблички, запрещающие вход, въезд в заповедник, мы туда и не идем, наша дорога идет по его границе. Лесная дорога Подошли к ручью Пахомовна. Сходу пройти не удалось, но к счастью Лена нашла бревно через поток. Дальше идем по колеям. Опять какие-то свежие следы. Иногда видим как вспугнутые нами птицы (глухари наверное) тяжело взлетают, громко колохтя крыльями по воздуху. Дорога повернула на СЗ к болоту, а мы на ССВ по азимуту. Идти тяжело. Часто останавливаемся, отдыхаем, обходим завалы. Вышли на маленькое болото, сухое с пышным мхом. По нему вроде и проще идти, но очень скоро ноги устают месить мох. Выходим на просеку-дорогу в направлении ССВ. На ручье Копейница брод не обозначен, начали переправу сходу. Я залил сапоги, еще не доходя до основного потока. Поток пришлось переходить по пояс в воде, чуть не упав в ручей совсем, когда сломалось трухлявое дерево. Чтобы переправиться остальным затащил в протоку несколько деревьев. Два часа дня. Сразу после переправы немного едим, греемся чаем с коньяком. Опять идем по той же дороге. Теперь на ней появились шпалы, местами совсем сгнившие. Воды по дороге и вокруг очень много - дорого пересекла еще несколько небольших ручьев. Часто идем по краю дороги, когда надоедает перепрыгивать по сгнившим шпалам. Однажды, когда я ухватился за крепкую с виду березу, она рассыпалась на куски, и верхний самый большой кусок прилетел на голову, но ничего страшно не произошло, и мы немного придя в себя пошли дольше. Появились на дороге рельсы - сразу снялись все сомнения по поводу происхождения поперечных бревен. Один из ручьев перешли по продольным жердям, возможно по рельсам. День клонился к вечеру, а до конца этой мокрой дороги было еще 3 км. Стали задумываться чтобы встать уже прямо посреди дороги, потому что в лесу вокруг по-щиколотку воды. Решили идти по дороге пока ее видно, тогда и встанем. Но к нашему удивлению дорога пошла по твердой насыпи, над ручьями стали мосты, и последние километры почти уже в полной темноте мы пробежали очень быстро. Это было так удивительно. Сразу за ручьем ... решили вставать. По правую сторону от дороги нашли сухое место и, что было еще удивительнее, Слава нашел столик, лавку, каркас для навеса и две сухих сосны. Быстро запылал костер на сухих дровах. Я помял ногой большой кан, но в темноте исправлять его не стал. В восемь вечера на связь со второй группой выйти не удалось. Что ж завтра должны были встретиться в монастыре. Легли поздно, часов в десять вечера. Была видна луна.

День 3. Нежилые деревни. Рдейское болото. 4 ноября 2003 года

Вышли часов в десять. Утром дождя не было, но после завтрака заморосил. Быстро пробежали пару километров на ЮЗ по хорошей дороге, а потом свернули на лесную дорогу на север по направлению к деревне Остров. Дождь. Мокрый лес. Доходи по дороге до ручья. Переходим его и теряем дорогу в густой высокой траве. Никакой деревни Остров нет. стоят только несколько столбов, по которым и можно определить местоположение прежних улиц. По траве идем на север по мокрому лугу. Начинается заболоченный лес из тоненьких березок. Идем по азимуту, часто отдыхаем. Потом начинается болото с низенькими сосенками и клюквой. Ни дороги, ни тропы не видать. Местами мокро и вязко, но окон нет. Пересекаем несколько троп. Слева по ходу движения замечаем большой остров с высокими деревьями, идем на него. Справа тоже есть остров, но к нему почему-то не пошли. Наверное, нужно было идти по торной тропе на восток к деревне, но кто знает... И вот мы на острове среди высоких деревьев. Отдыхаем. На СВ уходит тропа, видно часто хоженная, на деревню Высокое. Идем по ней, пересекаем без проблем болото, ручей. Дождь немного утих. Два часа. Обедаем. На обед у нас сладкий чай с лимоном из термоса и сосиски из термомешочка. Идем по тропе дальше, быстро проходим край деревни. Никого не видно. На дороге сразу за деревней много следов - наверное это наши. Но старая монастырская дорога скоро подходит к болоту, Рдейскому. Хорошо видны зимники на запад и на озеро Щучье. ( Как оказалось, на один из них повернула вторая группа. ) Идем по зимнику на СЗ к озеру Страстно. По болоту идти тяжело, переходим с колеи на колею, ищем, где удобнее идти. Перед самым озером отдыхаем. Время пожимает (кажется четыре часа). К озеру и вдоль него идет тропа. По ней почти бежим. Озеро в тумане и как будто над нами. И тут новое препятствие - завалы, видимо, после прошлогодних пожаров. Про них ничего не было написано. Преодолеть их по тропе невозможно - обходим по лесу. У самого края дороги - следы костра. Это последнее место, где удобно стоять. Мы идем дальше. Опять зимник метров 500. Еле-еле виднеется тропа, вернее следы. Кто и когда здесь шел? Но как приятно идти здесь по тропе! Осознавать, что здесь, среди рдейских мхов шел человек, и по этому же пути идешь ты. И как страшно потерять эти едва приметные впадинки мха, почувствовать себя одиноким среди огромного топкого болота. Устали так, что отдыхаем через 30-40 шагом, вернее "дышим". На последних 50-ти метрах зимник настолько разбит, что обходим это место по болоту. Мы опять на тропе. Сумерки. Сплошные Завалы. До монастыря около 2 км. Рдейский монастырь Нашли сухой твердый пятачок три на два метра. Долго думали, вставить или нет и не встали. Достали фонари. Идем в основном по лесу или по краю болота. В лесу мокро, пахнет багульником.( Левее нас на западе - Рдейское озеро, правее на востоке - немного леса и болото.) За час проходим метров восемьсот, часто отдыхаем. Пересекли в темноте журчащий ручей. Сразу после него немного твердой старой дороги, а потом опять завалы и заболоченный лес. Во время одной из передышек Лена замечает вдали свет фонаря, Слава крикнул "хобот", нам ответили, взлетела ракета, нас нашли! Восемь вечера. Все вместе. В сумерках за деревьями еле различимы контуры монастыря. Греемся, сушимся. Даже нашелся канчик горячего киселя. (На одном из привалов Лена обещала нам кисель во что бы то ей не стало.) За разговорами и едой незаметно пролетело время, спасть легли в половине четвертого ночи.

День 4. Рдейский монастырь. Дневка. 5 ноября 2003 года

Все вместе Рдейское озеро в тумане Встали часов в десять. Туман. Тихо. Дождя нет. Тепло. Позавтракали макаронами с сыром. Хорошо. Отдыхаем. Можно опять спать. Пошли гулять по монастырскому парку. Огромные лиственные деревья, кленовые листья на дороге. Благодать. В ушах звенящая тишина. На берегу озера - беседка и рыбацкие снасти. Мостик-причал на берегу. Смотрели сам монастырь. Стены и купола его сохранились хорошо. В подвале виден старый котел. Мраморный иконостас собран по кусочкам. На стенах росписей почти нет. Видно, что здесь кто-то убирался, я нашел лопаты и носилки, веники. Все вокруг поросло деревьями, даже на крыше. Есть несколько крестов, разрытые могилы, остатки стены. За дровами сходили в заболоченный лес и без труда нашли там сосну и принесли ее в лагерь. После обеда сделали салатики, да столько, что ужинать никто не захотел. Еще утром заметили, что у ребят местные мыши прогрызли палатку и съели кусок колбасы. Как стемнело, опять прибежали мышки и стали ждать еды. Вечером сварили кисель. Спать легли в девять часов.

День 5. Рдейское болото. Выход к людям. 6 ноября 2003 года

Рдейское болота у самого входа Встали затемно в 6-30. Позавтракали, собрались. Вышли в 8-30. Нам предстояло пройти 6,8 км по болоту по старому зимнику и еще 4 км до трассы. Тепло. Тихо. Пасмурно. Сначала быстро идем по дороге, переходим на тропу и по колее. Азимут 70. Ребята впереди, мы сзади. У переправы через ручей - привал. Скорость 1,7 км/час. Редкий лес проходит. Открытое болото. Окон нет. Местами колеи разбиты настолько, что подолгу выбираем как идти. За километр до конца болота, стало топко в колеях, часто стали "дышать". Три раза затягивало сапоги у ребят, бегущих впереди. Перед самым выходом еще мокрее, но ничего страшного. Еще издали мы приметили группу высоких деревьев и на них держим курс. (туда же идут и колеи.) Болото кончилось неожиданно. Впереди закричали "Земля!". Час дня. Делаем привал на бугре, на твердой земле. Как же приятно чувствовать ее под ногами после пяти часов хлюпающего болота. Переходим ручей, идем по полевой дороге, проходим заболоченный лес по колено в воде. Выходим на поле, откуда видно трассу, деревни Каменка и Наволок. Еще два км и мы в деревне Наволок. В пятом часу будет автобус до Старой Руссы.