Снова за морошкой

фотографии на imgsrc.ru
фотографии на www.my-tour.ru

*  *  *
Ты помнишь? В нашей бухте сонной
Спала зелёная вода,
Когда кильватерной колонной
Вошли военные суда.

Четыре – серых. И вопросы
Нас волновали битый час,
И загорелые матросы
Ходили важно мимо нас.

Мир стал заманчивей и шире,
И вдруг суда уплыли прочь.
Нам было видно: все четыре
Зарылись в океан и в ночь.

И вновь обычным стало море,
Маяк уныло замигал,
Когда на низком семафоре
Последний отдали сигнал…

Как мало в этой жизни надо
Нам, детям – и тебе и мне.
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне.

Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран –
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!
А. Блок. 1914

"-водка - это тоже трава!
 -только хлебная "

снова за морошкой Спустя ровно один год мы снова собрались в дальние края за морошкой. На этот раз нас было десять. Из прошлого состава были Саша, Гена и я. Гена подсел в электричку в Крюково и заблаговременно запасся длинным белым шестом - слегой для болота. Дорога туда сложилась на редкость удачно. Электричка на Бологое опоздала с отправлением на 2 часа и дала нам возможность отлично выспаться. А в тверской электричке нас развлекали своими песнями и на нашей гитаре ребята, ехавшие на музыкальный фестиваль Эммаус. Но мне так хотелось спать, что несмотря на их оглушающий вокал, я уснул прямо на скамейке.

снова за морошкой В это теплое лето намного меньше комаров и мошки совсем нет. На первых полянах - заросли иван-чая, фиолетовые островки которых очень выделяются среди сочной зелени леса. Нас постоянно поливает приятный "кратковременный" дождичек. А у Бороды и Вити есть шикарные черные зонтики. Меня спасает чудесная войлочная шляпа, с которой я не расстаюсь уже 15 лет. Вдоль тропы земляники нет, черника только-только поспела и не набрала сладости. Но и ее мы едим с большим удовольствием. Пора бы и о завтраке подумать. Очень кстати пришлись на перекусе охотничьи кобаски. Быстро дошли на завалов. Очень высокая трава и молодая поросль очень мешает идти, а точнее, прыгать по упавшим деревьям. Переправились через глубокую заросшую ковром канаву и оказались на первом ближайшем верзховом болоте.

Морошка на этот раз уже совсем поспела и ее почему-то уродилось гораздо больше. Красной уже совсем нет, налившиеся оранжевые ягодки висят над каждой кочкой. Рядом с ней - кустики шикши, молодой клюквы.

Идем дальше по болоту, обходя острова и выбирая кратчайший путь к обеду. На одном из островов Павел нашел гнездо дрозда с четырьмя голубыми яйцами. Почему-то Паше вспомнились стихи Блока про "пылинку дальних стран"... Навеяло что-то. А на кочках кое-где уже рассыпью лежит молодая светлозеленая клюква, а ведь совсем недавно, в мае, собирали прошлогоднюю.

вот она, морошка Перед самым обедом по мостику перешли еще одну канаву и попали в темный с непривычки лес. Здесь, уже на знакомой тропе, много спелой черники. Обедаем. Готовим целый кан ароматных щей из свежей капусты и картошки, еле-еле поместилась тушенка. С Пашей купаемся в протоке, несмотря на небольшой дождик. Из черники сварили полкана киселя. Заварили травяной чай, жаль чаги рядом не нашли. Открыли бутыль испанской сангрии.

Переправиться через протоку посуху удалось не всем, неа скользких бревнах пришлось Галю вылавливать из воды. По тропе дальше начались попадаться свжеповаленные деревья, похоже что совсем недавно над этой местностью пронесся ураган. Огромные поломанные стволы с еще зелеными листьями беспорядочно валяются всюду. У многих деревьев сломаны только верхушки. Сами прокладываем среди зарослей новую тропу по болоту. В лесу также видны следы урагана, тропа еле угадывается среди обломков деревьев.

В четвертом часу вышли к нашей старой стоянке на южном берегу большого верхового болота. Отдыхаем и сохнем на солнышке. Дальше идем по болоту на север. Клюквы мало, этот край болота все больше зарастает травой, Зато среди низенького леса на болоте снова началась морошка, да так много, что сняв с себя рюкзаки, долго собираем ее себе прямо в рот. Еще с полчаса идем по болоту и выходим на его северный край, по азимуту сквозь другое болото выходим на озеро Писичное, огибаем его и по высокой траве выходим к озеру Мец на наши бугры. Они продуваются ветерком, и поэтому на них почти нет комаров. Есть земляника и малина. Купаемся, спугнув местного рыбака, который немного отплыл на лодке, но удочки не бросил. Вода читейшая, немного буроватая. А выходишь - и оказывается ты весь склизкий. У самого берега все дно усеяно острыми раковинами беззубок, от которых, если наступить, остаются порезы на ногах. На десятерых у нас было семь трех-четырех местных палоток, и, естественно, что все ставить не стали. А свою мы с Витей поставили уже в сумерках. Натащили такую кучу дров, что можно было бы жечь костер всю ночь.

снова за морошкой Перед ужином я с Геной уходим сквозь крапивные заросли за черникой к озеру Пучино. Ох и жгучая там растет крапива, даже брезентовая обежда не спасает нас от ожогов, так и норовит охлестать тебя с головы до ног. Говорят, до войны там была деревня Сокольники, но жителей всех выселили, и место засадили осиной. А с осиной только крапива и уживается... По дороге опять следу пронесшегося урагана. Ягод нам показалось мало, то ли мы их объелись, то ли устали к вечеру, но треть бидона все-таки набрали. Вернулись как раз к ужину. А пока мы ходили, Сашка, к всеобщей радости, поймал большого окуня. А еще днем по дороге набрали много лисичек и при готовили их к ужину вместе с картошкой. Ночью опять купались и фотографировали закаты. На ночь поставили вариться черничный компот. Жаль, что вот до гитары так и не добрались, вечером то спасть сразу всем хотелось, то дождик начинал накрапывать.

снова за морошкой Утро следующего начали с купанья в озере. Саша поймал утром рыбу и перед самым выходом мы поели копченую рыбу. Сначала решили было обойти озеро по западному берегу, но так и не смогли скоро переправиться. Пошли по классической дороге мимо озер. У Пучино собирали грибы и чернику, которую мы с Геной вечером не заметили. Муравейники выросли, муравьям вольготно живется в теплом песочке. Подходы и тропу к протоке нашли не сразу, берега озера сильно заросли. Рубим слеги, они нам пригодятся на протоке. На мостке бревна всплыли и трудно было по ним пройти не замочившись. Я провалился по пояс, а лучше было бы переправляться на четвереньках, опираясь руками на слегу, положив ее поперек. Отдыхаем на берегу болота, у лодки. Купаемся в Пучино. Далее идем погряде на юг. В сухом хвойном лесу идти легко, где рядом кричит то ли сплюшка (Otus scops), то ли кто-то другой ( так и не выяснили ). Кормимся по возможности черникой... Путь не близкий, время ушло как сквозь пальцы, и мы еле-еле под дождем успеваем на электричку. Далее идем без остановки, почти бегом. В магазин, конечно, не успели, и осталась у нас бутылочка несладкого черничного компота. Разбавили его водкой, добавили сахару, и с таким напитком, мокрые и радостные, спрятавшиеся под два зонтика, ждали электричку.