Даёшь морошку !!!

Лесной поход. 8 - 9 июля 2006 года

Морошка, Фото: И.А. Шанцер Как обычно, к середине лета поспевают лесные ягоды, сладкие и душистые. И вот однажды мы решили поехать за диковинной для наших мест ягодой - морошкой. В леса под Вышний Волочек (ВВ) мы ездим по осени за клюквой и грибами. Какая эта ягода диковенная можно почитать вот здесь или здесь.

В этот раз посмотреть как растет эта самая морошка собралось аж 12 человек. Собиралось еще больше, но то ли непреодолимые обстоятельства помешали им попасть в тверскую электричку, то ли то, что она отправилась на 10 минут раньше. В пригородных кассах многоие берут билеты до загадочной станции Ховрино, и притом туда и обратно. Выяснить, что же там на этой станции так и не удалось... Сначала нас было 9 человек, в Крюково подсел Гена, а позже на поезде в Тверь приехали еще две девушки: Женя и Айгуль.

Ночь в Твери... На вокзал не пошли, а залезли в единственную электричку, стоящую на путях на Бологое. Но только мы заснули, как обявили, что она уходит в тупик. Коротаем время на асфальте под открытым небом. Нужно заметить, что предшествующую ночь мы провели, празднуя день Ивана Купалы на речке Истра, и поэтому как только сели в нужную электричку, заснули беспробудным сном. Были в ней контролеры или нет - не знаю, я крепко спал в теплом спальнике и проснулся только перед нашей станцией. На Терелесовской было совсем светло. Начинался новый день. Расписания поездов там уже не висит, нет и билетной кассы, да и зачем она там, все равно кондукторы ходят.

По дороге на ближнее болото постпенно втягиваемся в удивительный мир леса. То тут, то там попадаются кустики черники, краснеют ягодки земляники. Пока еще комарики мало достают, но становится жарче и жарче, а они злее и злее.

Морошка Первые лесные завалы, следы былого пожарища. Огонь тогда в 2002 году прошел вдоль канавы и положил с одной стороны деревья. Осторожно переходим с дерева на дерево, стараясь не налететь на острые сухие сучья. Переходим канаву. И тут в верховом болете начинается морошока!!! Она еще не вся спелая, будто малина на ножке, и краснеет и желтеет на фоне зелени мха и багульника. Оказывется спелые ягоды не красные, а желтые, которые тают во рту, а красные можно разргрызать словно яблочки, и набить ими карманы. Идем по обширному болоту дальше на сервер, летний зной усиливается, и болото дышит на нас нагретым ароматом своих растений. Багульник, прошлогдняя и молоденькая клюкка, пушистики - все встречают нас в своем летнем наряде. Мы торопимся к протоке, так как там нас ждет обет и долгожданное купание в холодной воде. Прошли остров и вскоре после канавы подошли к лесу и протоке. Идем прямо по зарослям черники, с только что поспевшими ягодами.

Купаеммя, обедаем, спим, ловим рыбу и опять купаемся. От жары и насекомых можно спастись только в палатке. А чтобы искупаться в протоке, мы проторили тропу среди камыша на зыбкой сплавине. Воду пьем прямо из реки, подождав немного, пока уляжется торфяная муть. 3 часа дня. Переходим протоку. Старый остров, снова болотце и вот уже мы на берегу в лесу. Жарко, и мы все чаще отдыхаем. Еще через час доходим до "новой стоянки", места, куда мы приезжали осенью за ягодами, и которое теперь сплошь поросло папортниками. Небольшой запас воды закончился, а нам еще предстоит пересечь еще одно верховое болото. Раньше, до лесного пожара его можно было обойти по тропе, но теперь остался только один путь - по азимуту. Болото поросло низкими сосенками, багульником и от этого в него совсем не проникает ветер. Опять находим морошку, еще больше и вкуснее и спелее. Все мысли - скорее бы к ручью у самого сервеного края. Он почти пересох, но все же удалось набрать несколько кружечек воды. Долго сидим, отдыхаем в лесу. А кто-то прямо лежит на земле в тени высоких деревьев, так, якобы, не замечают мухи.

Дальше обходим оз. Писичное (Сокольничье) с восточного берега, почти у самой воды. И воходим к озеру Мец, долгожданным буграм, на которых и собирались встать на ночлег. Огромные бугры сплошь покрыты спелой земляникой. Небольшой ветерок иногда отгоняет насекомых. Где-то грохочет гроза, но всполохов молний нам не видно. Купаемся, отдыхаем, ужинаем или обедаем - не важно. Все очень хорошо, и мы радуемся жизни.

Денис нашел у себя на ноге пиявку, удивительное создание! Еле еле он ее оторвал, дал мне, а в мою рука она не стала впиваться - не понравилась, зато от брезентухи еле отцепили.

озеро Мец. Вечер Около 9 вечера нас несколько человек : Саша, Рита, Гена и я - отпраляемся по гряде к оз. Пучино за нашей заброской, продуктами, припасенными осенью. Тропы почти нет, вся заросла крапивой. Проходим бывшую деревню Сокольники, начинаеися бор и огромный черничник. Пока Рита собирает ягоды, мы выкапываем оставшиеся продкуты, не испорченные муравьями, собираем грибы, запасаемся холодной водой из ручья, отдыхаем. Тихо-тихо. Лишь писк комаров нарушает идилию. В 11-м часу солнце стало садиться, и большой красный диск медленно скатился за лес. Мы вернулись на бугор.

Опять купаемся, ужинаем, пьем и вино, и чай. Всех снова клонит ко сну и донимают комары. Кончается такой длинный-длинный день... Светлая, почти белая ночь. Мы в четвером долги сидим и слушаем гитару, отгоняем от гитаристов комаров, пьем аромтный земляничный компот.

Меня разбудило яркое солнце, пробившееся сквозь крышу палатки. Сразу купаться. Насекомых еще нет. Тепло и тихо. Саша поймал несколько щук, и жареная, и копченая рыба легли на на стол к завтраку. Как всегда утром на все времени не хватило. Купаемся снова и снова. Последние минуты на бугре. Сколько не съеденой земляники, черники! Сколько можно было бы еще купаться!!!

В полпервого начинаем обход озера по восточному берегу. Сначала заболоченый лес. Потом болото, с его горяим дыханием, назойливыми мухами, цепляющимися деревцами и ароматом багульника. Так и идем вдоль берега. Едим на ходу попадающуюся морошку. Здесь и морошока спелее и росянка красивее.Торопимся на 4х часовой автобус в Грядах. Местами купаться опасно - дно озера завалено корягами. Опять запасы воды кончились. Еще в болоте выпили и чай со смородиной, и воду из ручья, и просто кипяченую воду.

Вот и болото кончилось. Лес. Чтобы набрать воду, цедим ее из мха на болоте. Холодная бурая жидкость, пахнущая травами и торфом. Еще немного вдоль озера, последнее купание, и все, у дачного поселка повернули на трассу. Быстро добежали до Гряд, и сразу сели в автобус до Вышнего Волочка. А там успели и на электричку до Твери.

Всё. Еще было гулянье по вечерней Твери, поездка на трамвае до Волги и быстрое возвращие на вокзал за 5 минут до отхода электрички на Москву. Но главное, мы все-таки увидели заветную ягоду морошку в глухих вышневолцких болотах!!!

Ссылки :)
Морошка   Морошка   Морошка   Скандинавская Морошка   Морошка

Лесное золото - Морошка ( копия статьи)