(ст. Виля -- ст. Унор -- ст. Углипечи -- село Полховский Майдан)
День 1. Начало. Речка Виля. 7 мая 2005 года
До города Выкса Нижегородской области мы добрались к 9-30 утра. Всю ночь мы ехали до Мурома, затем на 5-ти часовой электричке доехали до Навашино, а оттуда на двух автобусах ( один сломался ) до Выксы. Очень хотелось спать и осматривать город не стали, доехали на автобусе до поселка Виля. Отсюда мы и решили начать свой путь по узкоколейной дороге. По информации, которую удалось добыть ( www.parovoz.com ) всю дорогу уже разобрали. Выходить из автобуса лучше у церкви. Совсем ничего не осталось от станции Виля, на дамбе и далее рельсы сняты, есть кое-где шпалы с торчащими костылями. На берегу вильского пруда завтракаем, перепаковываем вещи. Где-то кричит выпь. Пасмурно, но как только появляется майское солнце становится жарко. В лесу сухо. Вдоль дороги - проржавевшие костыли, свернутые гайки, гнутые болты, даже один семафор, насквозь проржавевший. Станция Кирпичный. Пустые деревянные постройки. Доходим без рюкзаков до Фюрсихи и развалин бывшего завода. Несколько жилых домов, вдали ходят по развалинам дети. То моросит дождик, то становится жарко, на отдыхе проваливаемся в пятиминутный сон. Обед делаем на реке Виля. Красивое место, крутой песчаный берег, воды по колено, но можно найти и поглубже. На 20-м километре ( считая по километровым столбам от станции Павильон N1 ) ставим лагерь около 8-ми вечера. Ночью прохладно. Очень хорошо видны зведы. До сих пор еще не принято решение как выезжать из района - через Ермишь или через Вознесенское, решаем идти по дороге пока возможно на юг к Мердушу, а там видно будет. У нас несколько комплектов карт: книжечки Нижегородской и Рязанской областей и 2-х километровки 76 года ( см. mapn38.narod.ru. В книжечках уже есть современные объекты, а на старенькой карте еще есть железнодорожные ветки, сараи и кордоны.
День 2. По шпалам, по шпалам... 8 мая 2005 года
Сегодня особенно жарко. Утром на небе ни облачка. Перед выходом купаемся. Идем по шпалам все в том же темпе. Прошли разъезд Домики. Видили вдали поселок Боевой. Станция Унор. Самая "многолюдная" за все время нашего путешествия. Отсюда можно идти на Димару на восток, а мы идем на юг к Мердушу. Вскоре после станции у ручья делаем перекус. Прошли мимо деревни Казачка, был еле виден один дом среди деревьев, а дорогу на Осиповку не заметили. Начинается мелколесье, заболоченый лес. Много змей. Прямо на повороте дороги на запад, у красивейшего заболоченного озера обедаем. Начались лесные гряды и озера, болота между ними. Сразу после высоченного холма слева, на берегу огромного озера ставим лагерь. Над озером кружат чайки и цапли. Появились уже комары, но они пока еще не кусают. Думали, что мы не далеко от реки Ермишь, но оказалось, что до нее около 3 км. Вокруг озера попадаюся стреленные гильзы. Ночью слышно было каких-то зверей.
День 3. Мердушинский лес. 9 мая 2005 года
Утром пасмурно и жарко. Когда ходил за водой к ручью видел зверя, издали похожего на лису. Сегодня идем по дороге быстро, делаем длинные переходы. Разъезд Пограничный. Ничего нет. Дорога здесь почти прямая, по краям насыпи канавы с водой. Много змей. Прямо перед нами на дороге - заяц. Посидел, посидел и убежал. Перед разъездом "17-й км" нашел огромный гриб строчок, 20 см в диаметре. Парит, пахнет дождем. Разъезд "21-й км". Ветку на 48-й квартал не заметили. Дорога здесь активно используется колесной техникой для перевозки лесоматериалов, видимо из Мердушинского тупика. Как всегда неожиданно зарядил дождь, сильный, с вветром, минут 10 сидели под тентом. После выглянуло солнце и ветерок быстро подсушил лес и дорогу. Уже слушен Мердушинский тупик. Сворачиваем на ЮВ на совсем старую ветку до УглиПечи. Опять грибы, опять короткий дождик, опять сидим вместе под тентом. Идем строго прямо, пропускаем неизвестное левое ответвление ( тупик ) и ветку напрво. Мост через реку Мердушь разрушен. После переправы по остаткам моста обедаем. Отдыхаем и решаем заночевать здесь прямо у реки. Прошли за сегодня около 25-км. Среди сырого лиственного леса чудом нашли сухую сосну. Прочистили плотину у моста. Нашли место для купания. Вечером жарили грибы с рисом. Всю ночь шел дождик.
День 4. УглиПечи. Выход с дороги. 10 мая 2005 года
Встали как только кончился дождик. Сырой лес. Утром снова пасмурно, но к полдню стало ясно. По дороге быстро дошли до станции Углипечи. Пересекли ЛЭП и газопровод. Дорогоа совсем зарастает, шпалы еле видны, прямо на ходу растут молодегькие березки, еще несколько лет - и не пройти. Станция совершенно пустая. Ветренно. Отдыхаем у высокой развесистой березы. Она видимо повидала и живой поселок, и поезда, проезжающие по уже мертвой дороге. Есть дорога, идущая на восток, видимо, на Козумлей, но мы находим дорогу со шпалами и идем по ней дальше на юг. Мы хотим дойти до тупика, обозначенного на карте, а затем пойти к реке Шокша и пересечь ее вброд. Но тупика нет и нет. Вскоре дорога повернула на запад. Шпалы почти все сгнили, костылей тоже не видно. На дороге много воды. Пройдя километра 2 на запад становится ясно, что тупика нет, а дорога делает кольцо и возвращается к Мердушинскому тупику. Есть какие-то полузаросшие дороги в сторону УглиПечи, но мы возвращаемся по шпалам на восток и находим дорогу к реке Шокша. На реке на крутом берегу обедаем. Здесь отмечаем, что маршрут наш пройден и начинается путь домой. Перейдя Шокшу мы намеревались найти лесную дорогу Линейка - Козумлей, однако наша дорога через овраг вывела нас в поле напротив деревни Линейка. По лесу идти неприятно - воды нет, жарко, нет ветра, чтобы сдувать мошек. Возвращаемя на поле и далее по азимуту на СВ, а потом на В в сторону села Полховский Майдан, известного своими матрешками. После нескольких часов азимута по сырому мелколесью пред нами величаво открылась полховская церковь. Поставили лагерь в березовой рощи в 3-х км от села.
День 5. Отъезд. 11 мая 2005 года
Встали вместе в 5-00, как только становится светло. Вышли в 6 утра. Успели на 7-ми часовой автобус до Вознесенкса, а оттуда в 7-45 до станции Навашино. В 9 вечера уже были в Москве.