Поход на байдарке. 29 апреля - 1 мая 2006 года
( Калуга - д. Сугуново - д. Ям - г. Таруса - г. Серпухов )
День 1. Начало. Сугуново - Желовижи. 29 апреля 2006 года
Выехали из Москвы на калужском экспрессе в 7-20 и к 9-50 приехали в Калугу. Где-то за полчаса договорились с такси, чтобы они довезли нас прямо до деревни Сугуново. Нас всего 9 человек, 8 взрослых и школьник десяти лет. На эти майские праздники над столицей завис антициклон, и с утра стоит хорошая ясная погода. Дорога идет через райцентр Ферзиково, до которого можно было бы доехать и на рейсовом автобусе, и на редко проходящем поезде, но до Сугуново еще 20 км старой разбитой асфальтовой дороге. К 12-ти начали стапель после моста через Тарусу. Вода в реке мутная с быстрым течением. Собрали лодки и пообедали. Местные с интересом рассматривали наши лодки и давали советы, как лучше плыть по реке. Стало жарко, и Ира открыла купльный сезон. Антоша на берегу собрал в баночку беззубок и взял их с собой в нашу лодку, согласившись лишь немного отлить воду. Перед самым отплытием запылали сухие окрестные луга, чтобы потушить их у меня не было ни времени, ни сил, и мы поспешили отправиться в путь.
Сразу же потоки воды подхватили наши лодки: два тайменя, мой и Жени, батерфляй Бороды и Щуку Бека. Река узкая, метров 10-15, воды много, но она уже спадает. Мы рассчитывали, что в первой половине походы нам встретятся завалы. И действительно, в этот день пришлось делать обносы. Ни жилья, ни местного населения после отплытия не видно из-за крутых высоких поросших деревьями и кустарником берегов. Встретили только несколько рыбаков. Хвойного леса совсем нет. Иногда идем строем, иногда растягиваемся вдоль реки. Частенько на поворотах встречаются шиверы. В моем таймене уже появилась вода в трюме, и приходится иногда отливать кружкой воду, а позже Женя дал мне для этого свою миску-котелок. На одном из поворотов женин таймень налетел боком на ствол дерева, спускающийся в воду, зачерпнул воды и утонул, при этом сломалось несколько стрингеров и часть крепежа шпангоутов. Я в это время был впереди и не видел этой аварии, и через несколько минут перед остатками старого моста деревни Желовижи я остановился и пошел по берегу навстречу. Жарко, в долине реки ветра нет, хотя на лугах дует прилично. Когда я подошел к ним, то ремонт стрингеров уже подходил к концу, и вскоре все отправились дальше и даже выловили уплывшую бутыль с пивом. Аккуратно прошли между едва торчащими столбами старого моста и двинулись дальше. Быстро плывем словно в туннеле под нависающми стволами ив. По берегам видны следы работы бобров - обгрызанные стволы и поваленные деревья. Два завала. Много времени уходит на обносы. Уже чувствуется усталось первого дня, ведь вставать пришлось сегодня очень рано.
После 6-ти вечера заметно похолодало, особенно когда солнце скрылось за деревьями. Встали в половине девятого вечера на правом берегу у края леса на большом косогоре. Хвойных деревьев нет, но множество сухих лиственных. Антоша быстро разжег костер и вскоре вокруг него можно было уже греться. На ужин, уже в темноте, готовим куриный шашлык. Ночью стало еще холоднее, показался тоненький молодой месяц, и высыпали звезды.
День 2. Ям - Лысая Гора. 30 апреля 2006 года
Подъем в 7-00. На палатке иней. Солнце только встало, но еще не вышло из-за деревьев. Позавтракали перловой кашей. Я заклеил свой таймень, который продрался вчера на первых шиверах. Стало тепло и часов в 10 вышли. За первый день прошли меньше намеченного и сегодня должны наверстать. Теперь чаще стали появляться завалы. Активнее стала видна деятельнсть бобров. Таймени перед обносом приходится частично разгружать, а лодки иногда протаскиваются прямо по завалам или под деревьями. На преодоление этих препятствий уходит много времени. Ориентиров с воды не видно, идем от моста к притоку, от притока к мосту. В одном месте несколько новеньких домиков вышли прямо к воде с красивыми деревянными лесенками.
В 3 часа после моста у деревни Ям ( саму деревню не видно с воды ) устроили обед, отдохнули и даже немного поспали. В пятом часу двинулись дальше. Река немного расширилась, начались шиверы, более мелкие и более мощные, чем в начале. Русло стало силно петлять меж крутыми берегами, покрытыми лиственными лесами. Если идти первым в группе байдарок, то перед тобой то вспархнет с ветки птица, то услышишь всплеск воды, оставленный неведомым зверьком. Холодный северный ветер с берега, как правило, не залетает в долину, но все равно, к вечеру уже становитися ощутимо холодно.
Съедены все карманные запасы, а до ужина еще долго - сегодня стараемся пройти как можно больше. Рыбаков стало больше, и они верный признак скорого переката, который действительно показывается за ближайшим поворотом. На одном из таких перекатов мой таймень зацепился бортом за упавшую иву и стал под струей воды. И если бы во время Маша и Я не выпргнули за борт, то лодка бы с вещами заполнилась бы водой. Борода помог Маше выйти на берег, а я вынес Антошу, и вскоре двинулись дальше. Чаще стали появляться автомобильные броды, они мелкие, но здесь меньше крупных камней. Так до самого вечера и шли длинные плесы спокойной водой, с высоким одним берегом и пологим другим, а между ними шиверы. Вдали над пологим берегом мелькают дома какой-то деревни, видимо Залужья. Солнце совсем низко опустилось, стало слепить глаза, даже очки не помогают... Одна шивера настолько мощная, что останавливаемся и осматриваем как пройти между больших камней... Мост, недостроенный, стоят на опорах пролеты моста, а спусков нет. ... Потом мост у Лысой Горы, обносим лодки по берегу, оставляем их на время в заливчике образованным бетонными плитами, а сами как можем греемся... Огромный солнечный диск клонется к горизонту, на небе ни обдачка, птицы смолкли. Тихо. Стало холодать.
Только к девяти вечера быстро нашли место для стоянки где-то за Лысой Горой, на открытой заливной поляне. Вокруг полно плавника и сушника, которого натаскали целую гору. Оказывается сегодня лопнуло днище в лодке Бороды и большая пробоина у Бека. Не успели разложить вещи, а они уже покрылись инеем, а лодки немного примерзли. Проклейку своего тайменя я опять отложил на утро. Проводили апрель. Ночь опять выдалась звездной. Спать легли раньше.
День 3. Лопатино - г.Таруса. 1 мая 2006 года
Подъем в 6-00. Встали все как-то сразу. Первое мая все-таки, красный день календаря, праздничное настроение несмотря на холодное утро. Дежурные покормили нас очень вкусной геркулесовй кашей и бутербродами с маслом и сыром, раздали карманное питание. Горячей еды больше у нас не будет. Пройти должны за этот день не менее двадцати километров и к трем часам причалить в Тарусе. Мы с Женей опять проклеиваем таймени, подогрев их как и вчера у костра. Быстро грузимся и в начале десятого уходим. Ночной холод еще стоит над рекой, руки коченеют. Быстро идем вперед, вспугивая речных животных и птиц. Видели несколько бобров и кажется выдру. На берегу встретили группу туристов на надувных байдарках, идущих от Яма, и которые видели чьи-то проплывающие вещи, весло и коврик, мы их нашли дальше в кустах. Длинная деревня на левом берегу - Кольцово, и долго плывем на Ю-В. В 12 часов устроили небольшой привал с перекусом. В это время проплыли мимо туристы. До финиша нам остается всего 3 часа пути. Проходим несколько автомобильных мостов, вода между опорами бурлит и выносит сразу на каменистую отмель. После Похвиснево опять начался крутой правй берег, у подножья склона на берегу лежит лед, так как солнце сюда не доходит. За 800 метров до ЛЭП на выходе из шиверы я распорол дно тайменя о бревно или подводный камень. Пока снимали лодку с препятствия, вода залила весь трюм, и все мы выскочили в воду, и дотащили лодку до островка. На нем и пришлось провести еще часа полтора, чтобы зашить и заклеить сорокосантиметровую дыру в днище. На последнем участке реки полно шивер и отмелей. Идем очень быстро, так как время уже поджимает.
Только к пяти вечера выплыли в Оку. Неожиданно. Потрясающее зрелище своим спокойствием и своей громадой. На высоком берегу видны церковь в городе Таруса и здания. Лодки разбирать стали пройдя 100 метров вверх по реке. Наш трехдневный поход оказался настолько насыщенным событиями, будто длился он недели полторы. Опоздали на последний рейсрывй автобус на Серпухов. Долго ловили проходящие автобусы, потом ждали возвращения маршрутки. Но, в конце концов, на трех автомашинах такси уехали в Серпухов, за что огромное спасибо тарусским таксистам. В Москве были в начале двенадцатого.
Ссылки
Вот еще несколько слов о нашем путешествии