из книги Воронова Ю.Б.
100 Избранных маршрутов для путешествий на байдарке
Этот регион, являющийся историческим ядром России, на западе и северо-западе поднимается лесистой Смоленско-Московской возвышенностью. а на юге - Среднерусской возвышенностью, рассеченной оврагами и балками, с широколиственными рощами преимущественно в долинах рек. Постепенно выполаживаясь в направлениях с северо-запада и юго-запада на восток, долины Оки, Клязьмы и Москвы образуют плоскую лесисто-болотистую Мещерскую низменность 'на востоке региона. В контексте книги по водному туризму здесь можно выделить три физико-географические зоны: 1) бассейн Волги; 2) Клязьма и ее притоки; 3) бассейн Оки.
Ледник, продвигаясь с северо-запада на юго-восток, на встречном склоне Смоленско-Московской возвышенности (впрочем, как и на Валдае) обнажая кое-где коренные породы, оставлял тяжелые моренные отложения (глину, камни), а на юго-восточный склон перенес и оставил после своего таяния по преимуществу легкие и подвижные осадочные породы (песок).
Реки бассейна правого берега Волги в этом регионе зарождаются на северо-западном склоне Смоленско-Московской возвышенности (Вазуза, Лама, Дубна, Нерль Волжская, Которосль и др.). Они сравнительно коротки, текут в глинисто-каменистых грунтах и на своем пути к Волге, перемежая участки довольно быстрого падения с застойными, нередко образуют озера и болота (Плещееве, Неро, болота Дубнинской низины). В долинах рек преобладают луга и чернолесье.
Клязьма и ее левобережные притоки стекают с юго-восточного склона возвышенности, и для их долин более характерны супеси и пески (особенно в нижнем течении), на которых растут смешанные и сосновые леса (там, где они еще сохранились вопреки хозяйственной деятельности человека).
Промежуточное положение между реками этих двух зон занимают левые притоки верхней Оки (Жиздра, Угра, Москва) и реки их бассейнов, на значительном протяжении попавшие в полосу боковых морен ледника. В их долинах (за исключением низовий) также довольно много лесов -хвойных и смешанных.
Правобережные притоки верхней Оки (Зуша, Упа, Осетр и др.) прокла-вали свои русла в коренных кристаллических (преимущественно известняковых) породах северного уступа Среднерусской возвышенности, образуя многочисленные каменистые перекаты; в их долинах, достаточно глубоких и расчлененных, лесов немного - по преимуществу это дубово-липовые и осиновые рощи. Здесь хорошо путешествовать весной.
Волгуша (45 км). Никольское - Борносово (27 км) - Б.Муханки (18 км).
Рекомендуемое время путешествия -2-3-недельный период половодья, оценка маршрута 7,0 баллов.
Волгуша - одна из наиболее интересных в спортивном отношении рек Подмосковья. Собирая воду на северном склоне Клинско-Дмитровской гряды, она быстро бежит, петляя среди высоких, живописных холмов, одетых преимущественно хвойными лесами. Обычно на Волгуше открывают сезон многие московские туристы-водники. Плавание чаще всего начинают от моста в Никольском (II км от ст. Лобня Савеловского направления железной дороги) или от Каменки, стоящей на оживленном Рогачевском шоссе. Во втором случае первые 4 км маршрута проходят по притоку Волгуши - речке Каменке, ширина которой и в половодье не превышает 10 м.
Берега Каменки и Волгуши высокие, лесистые, течение быстрое, внимания требуют крутые повороты реки, нависающие над водой кусты, упавшие деревья и низкосидящие мостки, обычно в это время затопленные. От Сокольников река становится спокойнее, а долина ее несколько расширяется. Однако после Языкова, красивая каменная церковь которого видна издалека, вновь на протяжении примерно 2 км река течет стремительно, делая крутые повороты, а иногда спрямляя путь через кусты. Ниже, в районе Гаврилова, Горок и Парамонова, препятствий меньше, а берега все так же высоки и лесисты. У Парамонова, облюбованного московскими горно-лыжниками, можно закончить плавание и уехать к платформе Турист пригородных электропоездов на автобусе (до остановки около 1 км). Можно, однако, плыть дальше и, пройдя последний сложный участок у Б.Муханок, завершить плавание в районе слияния Волгуши с Икшей, откуда до упомянутой платформы около 3 км.
Которосль (95 км). Ростов Великий - слияние Вексы и Устья (10 км) -устье Лахости (32 км) - Гаврилов-Ям (6 км) - Кормилицыно (31 км)-пл. "Река" (16 км). Май - август, 7,0 баллов.
Началом маршрута служит Ростов Великий - один из древнейших и живописнейших русских городов, старший брат Москвы. От вокзала к берегу озера Неро у стен Ростовского кремля (гда проходит и шоссе Москва - Ярославль) можно подъехать городским автобусом. Оз. Неро, шириной до 5 и. длиной около 10 км, лежит в безлесной, пологой ложбине с торфянистым дном и заболоченными берегами; исток Вексы находится в северо-восточном углу озера. Через 7 км Векса сливается с Устьем, давая начало Которосли. Берега реки и далее, вплоть до впадения правого притока Лахости, - низкие, заболоченные и безлесные, место для стоянки после с. Стрелы найти трудно.
Ниже Лахости Которосль входит, наконец, в высокие, живописные берега, поросшие смешанным лесом с преобладанием сосны, и быстро течет, почти не петляя, вплоть до моста Ярославского шоссе у Кормилицына. Здесь много удобных мест для стоянок, а перекаты (у Гаврилова-Яма и после пос. Гагарин) не представляют затруднений. После моста правый берег становится открытым и населенным; на этом участке Которосль делает большую петлю, оставляя справа пос. Красные Ткачи и д. Карабиха (с мемориальным музеем Н.А. Некрасова). Левобережные рощи сопровождают реку вплоть до железнодорожного моста и несколько ниже. Течение здесь довольно быстрое, берега высокие, в русле встречаются камни. У моста целесообразно закончить плавание (в 200 м от него на левом берегу реки платформа пригородных электропоездов), поскольку далее берега понижаются, течение замедляется, а ширина реки, составлявшая вначале 20-25 м, увеличивается до 50-70 м; начинаются пригороды Ярославля. От этого моста до Волги в Ярославле около 35 км. На всем пути к Волге, кроме низовьев, Которосль течет в суглинистых грунтах, обносов на реке нет. Река подходит для непродолжительных (3-4 дня) путешествий в весенне-летний период.
Нерль Волжская (60 км). Переславль-Залесский - исток Вексы (12 км) - оз. Сомино, (9 км) - Желтиково (22 км) - Святово (6 км) - Андрияно-во (II км ) .Май - июнь, 6,5 балла.
Путешествие начинается от Переславля-Залесского, куда можно добраться автобусом из Сергиева Посада (67 км), либо, что удобнее при нали чии громоздкого груза, - автобусом от ст. Берендеево (22 км), на которой останавливаются электропоезда Александров - Ярославль. Переславль-Залесский, богатый памятниками старины, известен как родина Александра Невского и место создания первой, "потешной" флотилии Петра 1 (усадьба "Ботик" на южном берегу Плещеева озера). Река Трубеж, по которой начинается сплав, находится в 100 мот автостанции Переславля (если ехать автотранспортом со стороны Сергиева Посада, то лучше, разумеется, выйти у моста через Трубеж).
Через 2-3 км от начала плавания Трубеж впадает в Плещееве озеро. Исток Вексы - в противоположной, северо-западной оконечности озера, которое можно пересекать напрямик лишь в устойчивую безветренную погоду (около 10 км). Исток реки легко заметить по характерному понижению берегов озера и отсутствию леса. Кроме того, у истока обычно бывают рыбаки и туристы. Место для стоянки следует выбирать на первых 2-3 км пути по Вексе (до пос. Купанского) с учетом того, что далее на реке, зарастающем озере Сомино и начальном участке Нерли (длиной около 10 км) найти удобное место для стоянки вряд ли удастся - заросли тростника и заболоченные луга отделяют реку от прибрежных смешанных лесов. Более сухими и высокими берега становятся около с. Копнино, однако после него лесов становится меньше, а населенность долины увеличивается, появляются каменистые перекаты. У с. Святово - мост шоссе, откуда можно уехать автобусом в Нагорье (6 км) и Переславль-Залесский (42 км). Одно из немногих удобных для купанья мест на верхней Нерли - пляж на левом берегу при впадении Кубря: двумя километрами ниже - автодорожный мост через Нерль в с. Андрияново, из которого ходят автобусы в Сергиев Посад (67 км). Здесь рекомендуемая часть маршрута, которую можно пройти за выходные дни, заканчивается. Ниже берега реки невысокие, довольно заселенные, лесов мало. От Андриянова вниз по реке до с. Лука, стоящего на шоссе Калязин - Сергиев Посад, 20 км, а до ст. Скнятино, расположенной на железной дороге Калязин -Савелово - Москва при впадении Нерли в Волгу, - еще 55 км. Ширина реки до впадения Кубря 15-25 м, ниже - 25-40 м, русло преимущественно глинистое или глинисто-каменистое , в низовьях - песчаное, вода чистая. Кроме нескольких пешеходных мостков и двух плотин (у Купанского и, разрушенной, у Копнина), препятствий на участке Переславль - Андрияново нет. Во второй половине лета (а при жаркой погоде и раньше) русло реки до впадения Кубря сильно зарастает водорослями.
Клязьма (195 км). Усад - Омутище (20 км) - Петушки (25 км) -Копнино (50 км) - Собинка (30 км) - Владимир (52 км) - пл. Боголюбова (18 км). Май - август, 7.5 баллов.
Клязьма - одна из наиболее привлекательных рек Подмосковья, хотя берега ее (особенно левый) довольно плотно заселены, а воды еще не успели окончательно оправиться от сбрасывавшихся в нее ранее в большом количестве промышленных стоков. Пляжи и густые прибрежные дубравы, удобство сообщения, близость к Москве делают ее берега одним из излюбленных мест отдыха. Левый берег Клязьмы, как правило, высокий, холмистый, здесь лесов меньше; правый берег почти сплошь покрыт дубово-сосновыми лесами и на рассматриваемом участке малонаселен (Клязьма представляет собой естественную северную границу огромного лесного массива низменной Мещеры).
Плавание по реке можно начать от моста вблизи платформы пригородных электропоездов Усад (выше, от Щелкова до Орехово-Зуева, столь плотно заселенный участок реки, что плавание по нему не имеет смысла). От пл. Усад до берега Клязьмы около 0,5 км. Здесь ширина реки составляет 30-40 м; у Владимира; где существует местное судоходство, ее ширина возрастает до 70-80 м. Препятствий на реке, кроме нескольких низкосидящих и наплавных мостов, нет.
Начальный участок пути (до Омутищ) живописен и удобен для отдыха; здесь много лесов и песчаных пляжей. Далее река выходит в заболоченные луга и петляет в них вплоть до Петушков. У Омутищ от берега реки до пассажирской платформы около 1 км; несколько дальше в Петушках. Ниже по течению берега Клязьмы снова одеваются лесами, а после впадения (слева) Б.Липни река более чем на 50 км уходит в сторону от железной и автомобильной дорог Москва - Владимир; это, пожалуй, лучший участок верхней Клязьмы.
Плавание можно закончить в Собинке, откуда на станцию Ундол (3 км) ходят автобусы; однако впереди на пути одна из древних русских столиц Владимир и знаменитый храм Покрова-на-Нерли. Ниже Собинки характер берегов сохраняется, но их населенность возрастает. После нового автодорожного моста перед Владимиром Клязьма начинает сильно петлять; открывающаяся вскоре впечатляющая панорама первой великорусской столицы, кажется, окружает путешественников со всех сторон.
Плавание заканчивается на правом берегу Нерли, левого притока Клязьмы, у железнодорожного моста вблизи храма Покрова, для чего нужно подняться вверх по Нерли около 2 км. Отсюда до платформы пригородных поездов Боголюбове около 0,5 км.
Нерль Клязьминская (115 км). Беклемишева - Лучки (30 км) -Мирславль (40 км) - Петровский (45 км). Май - июнь, 7,5 балла.
Нерль стекает с северо-восточных отрогов Московской возвышенности и, в отличие от своей тезки Нерли Волжской, начинающейся поблизости, несет свои воды в Клязьму.
На протяжении нескольких десятков километров ниже моста железной дороги Москва - Ярославль Нерль течет среди высоких холмов, покрытых сосновыми лесами; далее вплоть до Мирславля леса по берегам сохраняются, но рельеф окружающей местности становится более плоским, а к железной дороге Александров - Кинешма река подходит в широкой практически безлесной долине.
Путешествие начинается от станции Беклемишево (остановка местных поездов Александров - Ярославль-), откуда вдоль железной дороги до реки около 3 км. В начале маршрута Нерль - чистая небольшая (шириной 10-12 м) речка, текущая в суглинистом русле с каменистыми перекатами. На берегах встречаются пляжи, а в русле водоросли и заколы. У Лучков, Ворончихи и Мирславля полуразрушенные плотины, требующие проводки или обноса; есть и наплавные мостки.
Не доходя до моста у ст. Петровская, следует закончить путешествие, поскольку последующие 80 км до Клязьмы Нерль течет по владимирскому Ополью в безлесных берегах, и осмотр Суздали, Кидекши и храма Покрова в устье нецелесообразно связывать с этим байдарочным путешествием. Поезда через Петровскую проходят редко, поэтому необходимо заранее знать расписание.
Воря (43 км). Красноармейск - Каблуково) (15 км) - мост Стромынского шоссе (13 км)-Лосино-Петровский (15 км). Май-август, 7,0 баллов,
Один из наиболее популярных маршрутов выходного дня в ближнем Подмосковье. К реке удобно подъехать автобусом Пушкино - Красноармейск, который регулярно отправляется от привокзальной площади ст. Пушкино (Ярославское направление Московской ж. д.). Начинать плавание можно от городского автодорожного моста, ниже плотины. За городом река, ширина которой составляет 10-15 м, течет в суглинистом русле и высоких сухих берегах; левый берег покрыт смешанным лесом. После моста окружной дороги лес преимущественно на правом берегу; у воды ивняк, на поворотах песчаные пляжи. В погожие летние дни, особенно выходные, здесь довольно много отдыхающих.
После моста Фряновского шоссе (с. Каблуково) река входит в луговую пойму. У с. Мишнево - обнос полуразрушенной плотины. Далее Воря, петляя в луговых, обрамленным ивняком берегах, быстро течет мимо сел Кармолино и Мизиново и вновь подходит к смешанному лесу на правом берегу. Издалека видна колокольня бывшего монастыря в с. Авдотьино. На этом, примерно 10-километровом, участке довольно много удобных мест для стоянок. За 4-5 км до впадения Вори в Клязьму берега реки становятся более заселенными, лес отходит в сторону. Здесь несколько санаториев и домов отдыха. Клязьма перед впадением Вори протекает через промышленный район Щелкова и к слиянию подходит довольно грязной. По Клязьме, ширина которой у Лосино-Петровского составляет 20-25 м, нужно проплыть около 3 км до автодорожного моста. Здесь менее 100м до остановки городских автобусов, следующих к станции пригородных электропоездов Монино.
Плыть от ст. Абрамцево или моста Ярославского шоссе можно лишь в половодье.
Поля - Клязьма (60 км). Кривандино - Власова (20 км) - устье Воймеги (15 км) - Клязьма (14 км) - Копнино (II км). Май. 7,0 баллов.
Один из лучших маршрутов выходного дня Подмосковья. Здесь наиболее лесистая, болотистая и безлюдная часть Московской области.
От ст. Кривандино, где останавливаются пригородные электропоезда Казанского направления, до берега Поли около 1 км. У станции река узкая (6-8 м) , но глубокая; первые 15 км, до д. Дмитровка, она течет, сильно петляя, в заболоченных лугах, окаймленная летами тростника; иногда к берегу подходят группы сосен.
Сплошные сосново-дубовые леса начинаются после моста шоссе Кривандино - Рошаль у с. Власьево. В русле много коряг, встречаются завалы и каменистые перекаты. До впадения Воймеги - лучший участок реки. Воймега сильно загрязнена промышленными стоками предприятий Рошаля, и воды Поли на протяжения нескольких километров становятся непригодными для употребления в пищу. Берега реки, тем не менее, вплоть до Клязьмы живописны и удобны для стоянок.
Клязьма после тесной Поли кажется непривычно широкой (60 -80 м), Полноводная и быстрая, по крайней мере в мае, она за 1,5-2 часа приведет путешественников к с. Копнино, расположенному высоко над рекой на безлесном левом берегу. Отсюда ходиг автобус до ст. Ундол. Если есть время, можно по Клязьме спуститься до Собинки (еще 30 км), откуда до той же станции добираться удобнее.
Киржач (45 км). Илейкино - устье Молодыни (15 км) - устье Шередари (15 км)- ст. Усад (15 км). Май - август. 7,0 баллов.
К реке можно подъехать пригородными поездами с Ярославского или Курского вокзалов Москвы с пересадкой соответственно в -Александрове или Орехово-Зуеве. В г. Киржач река достаточно полноводна на протяжении всего лета (если оно пг засушливое), но начать путешествие лучше несколько ниже по течению, от ст. Илейкино, чтобы не плыть по городу и не преодолевать плотину. От ст. Илейкино до воды около 1 км. Отсюда река, ширина которой не превышает 10-12. м, на протяжении около 15 км течет в покрытых смешанным лесом песчаных берегах. Ниже впадения Молодыни - разрушенная плотина, и вплоть до устья Шередари берега открытые, где трудно найти место для стоянки. На этом участке река образует протоки и старицы; чтобы не ошибиться, нужно следить за течением. Далее берега Киржача вновь одеваются лесами, однако течение вскоре ослабевает- начинает ощущаться подпор плотины в Городищах (после моста Нижегородского шоссе). Через несколько сотен метров после плотины (требующей обноса) Киржач впадает в Клязьму; 2 км пути по Клязьме, которая имеет здусь ширину 30-40 м, - и маршрут заканчивается у железнодорожного моста, в полукилометре от которого, на левом берегу, находится остановка электропоездов Усад.
Лух - Клязьма (215 км). С.Лух - Мыт (30 км) --Мугреево-Никольское (38 км) - Талицы (22 км) -Фролищи (50 км) - Клязьма (S3 км) -Гороховец(22 км).. Июль - август, 8,5 6aллa.
Один из лучших речных маршрутов европейской части страны, которому свойственно все очарование средней полосы России.
От ст. Вичуга, на которую поезд Москва - Кинешма прибывает утром, автобусом следует доехать до болыною старинного села Лух. Автостанция в Вичуге находится у вокзала, расстояние до села Лух - 35 км но асфальтированной дороге, отправление автобуса согласовано с прибытием московского поезда. В с. Лух есть памятники старины; здесь находилось родовое поместье известного русского инженера, изобретателя дуговой сварки Н.Н. Бенардоса. От конечной остановки автобуса до берега реки около 200 м. Здесь ширина Луха 15-20 м, в русле водоросли, у берегов заросли тростника, вода прозрачная, течение медленное, лесоц. как и препятствий движению, нет. Первое сравнигельно удобное месчо для стоянки встретится примерно в 15 км ниже с.Лух, у рощи на возвышенном левом берегу. Далее на пути - интересное большое село Мыт; удобные места для стоянок есть лишь в 6-7 км ниже Мыта. Здесь берега реки низкие, луговые, у воды заросшие тростником или камышом; долина реки широкая, лес обычно вдали от берега, издалека видны церкви редких здесь сел. Следующее удобное место для стоянки в лесу на левом берегу, 20 км ниже. На этом участке Луха есть заповедная зона вдоль правой протоки. От Дмитровского характер реки несколько меняется: берега становятся сухими, но леса по-прежнему мало. После с.Лукино река входит в зону знаменитых Гороховецких лесов и резко меняет свой характер: берега одеваются сплошными сосново-дубовыми лесами, на излучинах пляжи, в русле коряги. От Талиц (куда можно доехать местным поездом из Балахны) до Фролищ - самый глухой и живописный участок реки. Во Фролищах сохранились постройки известного в прошлом монастыря, используемые пока не но назначению. Здесь можно попытаться пополнить запас продуктов либо вообще закончить путешествие (из Фролищ на ст. Ильино Нижегородской ж.д. ходит местный поезд), однако лучше его продолжить до Гороховца. Лух все так же течет в песчаном русле среди сосново-дубовых лесов, которые покидают берега реки лишь за несколько километров до впидения в Клязьму. Клязьма имеет ширину до 100 м, левый берег - пологий, правый занимают местами поросшие лесом Вязниковско-Гороховецкие высоты. Здесь - былинные края Свято-гора и Микулы Селяниновича. Стоит подняться на один из холмов правобережья Клязьмы, чтобы полюбоваться открывающейся панорамой. До самого горизонта на равнинном левобережье простираются бесконечные леса; в туманной дымке угадывается и лесистый холм Фролищ.
Путешествие заканчивается у моста в старинном купеческом Гороховце, уютно расположившемся вдоль берега Клязьмы у подножия гряды поросших сосновым лесом холмов. Гориховец богат памятниками гражданской и церковной архитектуры. Отсюда, из центра вблизи моста, на одноименную железнодорожную станцию (до которой 8 км) ходят автобусы. Со станции пассажирским поездом можно уехать в Москву. Иванове, Петербург, а пригородной электричкой - в Н.Новгород.
Теза - Клязьма (1.56 км). Кшипский - устье Парши (15 км) -Дунилово (9 км) - Шуя (22 км) - устье Люлеха (40 км) - Холуй (38 км) -Клязьма (8 км) - Мстера (24 км). Май - август, 7,5 балла.
Проплыв по этой небольшой и уютной, хотя и зашлюзованной в среднем и нижнем течении реке, вы увидите Русь мастеровую, святую и вечную. Сильное впечатление оставляют полузаброшенные прибрежные монастыри и церкви изумительной архитектуры (Владимиро-Ярославская школа), лиричные пейзажи средней полосы России (не случайно именно здесь возникли и существуют народные школы живописи Палеха, Холуя, Мстеры). маленькие и аккуратные, словно игрушечные, бревенчатые шлюзы и плотины.
Путешествие начинается на станции Каминский, откуда до реки по проселочной дороге около 2 км. Вначале маршрута Теза - маленькая, узкая (6-7 м) речка, русло которой иногда перегораживают упавшие деревья. Здесь река течет среди перелесков и полей; полноводной она становится ниже моста шоссе Иванове - Кинешма. после впадения Парши. Дальше на пути старинное село Дунилово. В луговых берегах с живописными перелесками на склонах широкой долины река течет до Шуи, где ее подпирает плотина. Летний поход лучше начать отсюда (или от упомянутого выше моста шоссе Иванове - Кинешма). От Шуи до Клязьмы река зарегулирована (до революции Шуя была крупным текстильным центром, и шуйские купцы развозили свои товары по всему волжскому пути, вплоть до Персии), и по ней "Заря" совершает пассажирские рейсы. Далее на живописных возвышенных берегах Тезы. покрытых смешанными лесами, расположились старинные села - Змеево, Хотимль, Холуй. Здесь ширина Тезы 25-40 м. до впадения реки в Клязьму придется обнести несколько плотин; других препятствий на реке не)- Несмотря на наличие плотин, ширина Тезы нигде не превышает 50 м.
Клязьма в районе впадения Тезы, живописная, несколько великоватая для байдарки (ширина 80-100 м) река, текущая в широкой долине, покрытой смешанным (преимущественно сосново-дубовым) лесом; много пляжей и стариц, богатых рыбой Плавание заканчивается у старинного села Мстера. известного своей школой лаковой миниатюры. От него до односменной железнодорожной станции (14 км) ходят автобусы. Можно уехать автобусом и на ст. Вязники, где останавливаются не только пассажирские, но и скорые поезда.
Москва река (102 км) . Можайск - мост шоссе на Старую Рузу (32 км) - Тучково (18 км) Каринское (32. км) - Звенигород (20 км). Май -авгуcт. 7.5 балла.
Москва-река - одна из наиболее живописных рек Подмосковья. Вода в ней чистая, довольно холодная (много родников), русло в верхнем течении глинистое с каменистыми перекатами, ниже - песчаное, берега высокие, лесистые, ширина реки в начале маршрута 15-20 м, в конце - 25-30 м; во второй половине лета в русле довольно много водорослей. Водная часть путешествия начинается в Можайске (электропоезда с Белорусского вокзала Москвы), где до берега реки (4 км) можно доехать автобусами, следующими от привокзальной площади (справа по ходу поезда от Москвы). Ниже автодорожного моста дороги на Клементьеве и Старую Рузу - довольно сложный участок реки (разрушенная плотина, быстрины, повороты). Через несколько километров река входит в лесистые, высокие, малонаселенные (по критериям Подмосковья) берега, где нетрудно найти удобное место для стоянки. После впадения Рузы ширина Москва-реки увеличивается до 25-30 м; возрастает и населенность берегов. При желании можно закончить плавание у моста шоссе Старая Руза - Тучкове; следующие удобные места для завершения путешествия - у моста шоссе Колюба-кино - Тучкове и с.Григорово (1,5 км до пл. Санаторная). Очень живописны берега в районе с.Васильевское (бывшая усадьба, связанная с именем А.И. Герцена). Ниже Бережков, вплоть до с. Каринское, удобное место для стоянки найти трудно. Долина реки расширяется, больше становится луговых участков, течение замедляется. Петляя вблизи высокого лесистого правого склона долины, река приближается к расположившемуся на левом берегу вблизи устья Сторожки Саввино-Сторожевскому монастырю, за которым начинается Звенигород. Маршрут можно закончить в центре города, ниже пешеходного моста, откуда до остановки автобуса (на левом берегу) около 300 м. Можно, однако, проплыть еще 3 км до автодорожного моста; здесь, на высоком правом берегу, в 1,5 км от реки расположена станция Звенигород.
Протва (75 км). Шемякина - Высокиничи (45 км) - Протвино (35 км). Май - август, 6,5 балла.
По реке Протве проходит один из маршрутов выходного дня москвичей. Более продолжительное путешествие можно начать от Вереи (+95 км) или от Боровска (+45 км), но на верхней и средней Протве, наряду с маловодьем в сухое лето, довольно много препятствий (низкие мостки, трубопроводы и дамбы после Вереи, плотины у Ермолино и Обнинска). Боровск (не только ровесник, но, по расположению, и близнец Москвы), а также Пафнутьев-Боровский монастырь, где были заточены протопоп Аввакум и боярыня Морозова, интересны и без связи с байдарочным путешествием.
Плавание удобно начать от платформы электропоездов Шемякине Киевского направления Московской ж.д" где до Лужи, крупного правого притока Протвы, около 0,5 км. На Луже могут потребоваться проводки, однако до ее впадения в Протву перед железнодорожным мостом чуть более 1 км. Препятствий движению дальнейший путь по Протве практически не представляет; река шириной 20-25 м петляет по широкой луговой долине, иногда подходя к ее высокому левому склону. Берега сухие, есть пляжи, но удобных для стоянки мест с дровами немного. Это рощи напротив с.Нов.Слобода; около с.Бор и перед Протвином.
В начале маршрута на левом берегу останется с.Стрелково, родина маршала Г.К. Жукова, а в конце, на правом берегу, - с.Троицкое - родовое поместье княгини Екатерины Дашковой, президента Российской Академии наук во времена Екатерины II (здесь же она и похоронена). У Троицкого придется преодолеть разрушенную плотину. Путешествие целесообразно закончить в Протвино, откуда автобусы ходят на привокзальную площадь Серпухова. Можно плыть и дальше, до платформы "Ока" у железнодорожного моста, однако на Протве при этом придется сделать два обноса (плотина и мост). Берега Протвы, как и Оки, в которую Протва впадает, здесь открытые, неинтересные и не стоят дополнительного плавания длиной 30 км.
Истра (45 км). Пл.Истра - Павловская Слобода (32 км) - Петрова-Дальнее (13 км). Май - август, 7,0 баллов.
Истра для многих москвичей является рекой, с которой они начали свою биографию туристов-водников. Действительно, в такой близости от огромного города нет другой реки, столь подходящей для плавания на байдарке. Чистая и глубокая, оптимальной ширины (около 20 м), Истра после железнодорожного моста (Рижское направление, платформа рядом с мостом) течет в неширокой холмистой долине, на склонах которой леса и перелески перемежаются деревнями и дачными поселками.
От начала пути менее 1 км до впадения крупного правого притока Малая Истра (по которой в период половодья можно совершить короткое, длиной 25-30 км, но интересное путешествие). На пути к Москве-реке по Истре придется преодолеть остатки плотин у Вельяминова, Санникова и Ивановского. Ввиду населенности берегов реки удобных для стоянки мест на Истре немного; их следует искать на правом берегу перед д.Санниково, в районе Аносино и на левом берегу после д.Ивановское.
В Павловской Слободе платформа электропоездов находится на левом берегу в 1 км от воды (причаливать нужно перед железнодорожным мостом). Плавание по нижней Истре заканчивают на левом берегу Москва-реки около плотины (2 км ниже устья Истры) в Петрово-Дальнем; остановка автобуса, следующего до станции метро "Сокол", находится в 200 м от берега.
Пра (65 км). Спас-Клепики - Гришине (23 км) - Ольгино (20 км) -Деулино (22 км). Май - август, 8,0 баллов.
"Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра".
Эти слова К.Паустовского теперь вспоминаются с грустью, потому что от девственности и таинственности Пры не осталось и следа. Конечно, и сейчас сплошные бронзовоствольные сосновые боры на невысоких песчаных берегах обступают Пру от Взвоча до Деулино и ниже, но к концу лета видно, как устала Пра от отдыхающих.
После некоторых колебаний автор решил ограничить рекомендуемый для путешествия участок Пры ее верховьем. Дело в том, что ниже Деулино сосновые боры постепенно вытесняются дубравами, которые, в свою очередь, уступают место лугам, нередко заболоченным. В нижнем течении на десятки километров левый берег реки занят Окским заповедником, и, в довершение всего, но Оке придется пройти до Касимова (а это более 100 км), чтобы можно было уехать в Москву или Рязань поездом либо автобусом.
Итак, путешествие по Пре начинается в Спас-Клепиках, куда из Москвы или Рязани можно приехать автобусом. От автостанции до реки 200 м. Первые километры Пра течет " луговых берегах, и лишь после села Взвоз начинаются леса. Река, ширина которой не превышает, как правило, 20-25 м, тихо струится среди песчаных откосов и отмелей мимо величественных сосновых боров. Препятствий на реке, кроме коряг, а также низкосидящих и наплавных мостков у некоторых сел, нет. Несколькими километрами ниже села Слобода у правобережной заводи следует сделать остановку, чтобы побродить по окрестным лесам и посетить живописные лесные озера Ленево, Шуя, Орсо; 'ли места описаны Паустовским в его очерке "Кордон 273" и других мещерских рассказах. Из Деулино через Солотчу, с ее знаменитым монастырем, ходят автобусы на Рязань.
Жиздра (95 км). Ст. Зикеево" - Дубровка (35 км) - Чернышено (20 км) - мост Козельского шоссе"- 140 км 1. Май - август. 8,0 баллов.
Жиздра - одна из популярных среди байдарочников рек дальнего Подмосковья. Чистая вода, высокие холмистые берега и характерные для этого региона сосново-дубово-липовые леса делают Жиздру очень привлекательной.
От станции Зикеево железной дороги Москва - Брянск, на которой останавливаются пассажирские поезда, до берега реки около 2 км. Однако ширина реки у Зикеево 4-6 м. упавшие деревья часто преграждают путь, и в межень здесь пройти трудно. Тем не менее, в верхнем течении Жиздра быстро собирает воду, и после впадения ('слева) Которянки и Брыни ширина реки увеличивается до ~20 м. Жиздра течет в сугличках, среди перелесков, в русле встречаются коряги и каменистые перекаты.
От железнодорожного мости (здесь, в Дубровке, где останавливаются электропоезда Сухиничи - Брянск, можно начать путешествие и в сухое лето) река входит в сплошные сосново-широколиственные леса; этот участок до с.Чернышено, связанного автобусным сообщением со станцией Думиничи (12 км). - самый живописный на реке.
Перед Чернышено Жиздра принимает справа крупный (и тоже очень привлекательный для байдарочных путешествий) приток Рессету и расширяется до 30-40 м. Пляжи встречаются чаще, берега остаются высокими, . лесистыми и малонаселенными, иногда река преодолевает каменистые перекаты.
У моста шоссе на Козельск лучше закончить плавание, поскольку ниже, после впадения мутной Вытебети, долина реки расширяется, а леса отходят от берегов. Отсюда по Жиздре до Козельска остается 30 км. Козельск и расположенную на противоположном берегу реки, в сосновом лесу, Оптину Пустынь обязательно нужно посетить. В Козельске есть железнодорожная станция, откуда можно уехать в Сухиничи, но удобнее воспользоваться автобусом на Калугу.
Рессета (60 км). Красное - Кцынь (35 км) - Чернышено (25 км). Май - июнь, 8,0 баллов.
Рессета не уступает по красоте верхней Жиздре и, хотя в литературе описания ее не встречаются, Рессету знают байдарочники (и не только брянские и Московские). Путешествие начинается на станции Судимир железной дороги Москва - Брянск (скорые поезда на ней не останавливаются), откуда по недавно построенной дороге через Хвастовичи можно доехать до моста через Рессету. Здесь река шириной 8-10 м с торфяным цветом воды течет в луговых берегах. Попетляв среди кустарников на луговине, Рессета входит в сосново-широколиственные леса. Левый берег иногда, в районах сел, открывается, тогда как правобережные леса сопровождают реку до самой Жиздры. Много пляжей, но часто встречаются низкосидящие мостки и заколы; других препятствий на реке нет. В достаточно влажное лето Рессета доступна для путешествий в течение всего летнего сезона, но особенно хороша она в соловьиную пору. После выхода в Жиздру можно окончить путешествие в Чернышено (и уехать автобусом на ст. Думиничи) либо продолжить путь вниз по течению (см. описание Жиздры).
Серена (52 км). Липицы - Плюсково (25 км) - мост Клаужского шоссе (27 км). Половодье, 7,0 баллов.
Интересное путешествие выходного дня могут совершить калужане, брянцы и москвичи по Серене в период половодья. Лучше это сделать на надувной "Ласточке" , чтобы не быть связанным с большим грузом и не затрачивать много времени на сборку, разборку и сушку каркасной байдарки.
От станции Домашевка железной дороги Москва - Брянск, на которой останавливаются дальние поезда (москвичи могут приехать на станцию рано утром , проведя ночь в поезде) до реки 5 км, а от платформы местных электропоездов Липицы - около 1 км. Серена здесь течет в узкой и
глубокой лесистой долине. Течение быстрое, река часто делает крутые повороты, и 'нужно быть наготове, чтобы во-время среагировать на упавшее дерево или уходящую под прибрежные кусты струю. В половодье воды в реке достаточно, и частые здесь перекаты не представляют затруднений. В Шамордино, расположившемся высоко над рекой на левом берегу (здесь, между прочим, учительствовал после окончания института Булат Окуджава), - здания известного в дореволюционной России монастыря.
С приближением к Жиздре долина реки становится шире, а берега понижаются; уже в пойме Жиздры Серену пересекает шоссе. Вблизи моста-автобусная остановка, откуда можно уехать на Калугу (около 45 км).
Угра (160 км). Ст.Угра - Знаменка (35 км) -устье Жижалы (36 км) -устье Вора (53 км) - Юхнов (36 км). Май - август, 8.0 баллов.
Угра - одна из наиболее живописных и привлекательных для семейного отдыха рек средней полосы России. Чистая вода, спокойное течение, практически полное отсутствие препятствий, высокие лесистые берега, удобства подъезда и выезда - вот ее основные достоинства. Следует отметить, однако, что удобных мест для стоянки у воды в среднем течении Угры немного и в периоды повышенной популярности этой реки у байдарочников такие места приходится ценить.
Начало водной части маршрута - в 3 км от станции Угра, вблизи моста. Здесь ширина реки 20-25 м, ниже впадения Вори она увеличивается до 40-50 м, а после впадения Рессы местами превышает 70-80м. В русле нередки водоросли, которые при плавании во второй половине лета могут создавать некоторые неудобства. Кроме небольшого участка в районе Знаменки и ниже Юхнова, берега покрыты великолепными смешанными лесами. От начала маршрута до Дрожжино встречаются быстрины и каменистые перекаты. Наиболее живописный участок реки - от Знаменки до Федоткова. Здесь высокие холмистые берега покрыты преимущественно сосновыми лесами, однако береговая кромка занята, как правило, ивняком и камышом. Далее берега понижаются, леса местами отступают от воды, но зато чаще встречаются пляжи. На последних десятках километров перед Юхновом в прибрежном лесу можно наткнуться на оплывшие траншеи и ржавые остатки колючей проволоки - следы линии обороны Западного фронта во время Великой Отечественной войны. Плавание заканчивается в Юхнове, на правом берегу, при крутом повороте реки налево, где до автостанции ~1 км. Можно закончить плавание и несколькими километрами ниже, у моста Рославльского шоссе, откуда попутным транспортом доехать до Малоярославца (около 80 км). Плыть ниже Юхнова (до Товарково, +75 км, или даже Калуги, +125 км) не имеет особого смысла: ширина реки и ее населенность возрастают, а берега становятся плоскими и безлесными.
Зуша - Ока (105 км). Мценск - Ока (40 км) - устье Нугри (26 км) -Белев (39 км). Май - сентябрь, 6,5 бсилла.
Короткое, на 3-4 дня, путешествие позволяет познакомиться с чарующей природой тургеневских мест. Плавание можно начать в старинном Мценске от железнодорожного моста (от станции до воды около 1 км). Ширина реки 25-30 м, русло илисто-щебенистое, долина узкая, берега высокие (до 60- 70 м). холмистые, сложенные известняками, у воды - травянистые с зарослями ивняка и дикого огурца; на склонах долины широколиственные (дуб, осина, липа), местами сосновые рощи. Препятствий на реке не". У Троицкого-Бачурина, где в Зушу впадает Снежеть, можно сходить на Бежин луг. Ока ниже впадения Зуши менее интересна: берега ее открытые, хотя сухие и высокие, ширина реки 50-70 м, течение-медленное, препятствий нет, как, впрочем, и удобных мест для стоянки. ^
Старинный Белев - родина В.А. Жуковского - живописно расположился на высоком левом берегу Оки. Как и Мценск, в прошлом он был одним из культурных центров российской провинции. Белев связан асфальтированной дорогой и регулярным автобусным сообщением (автостанция на левом берегу в 0,5 км от моста) с Тулой.
Упа (257 км). Тула - Воскресенское (85 км) - Крипивна (37 км) -Одоев (43 км) - Ока (42 км) - Голодское (50 км). Май - август, 6,5 балла.
Упа - река с прелестными пейзажами Подстепья, знакомыми каждому по произведениям Тургенева и Толстого, Лескова и Бунина. Она течет в живописных холмистых берегах, среди широколиственных (преимущественно дубовых) рощ и лугов. Ширина реки 30-40 м. Собирать байдарку можно вблизи железнодорожного моста (0,5 км от вокзала).
На участке от Тулы до Крапивны несколько разрушенных и действующих плотин, требующих обноса. Река ниже Тулы на протяжении 20-25 км загрязнена городскими стоками. Этот участок желательно пройти побыстрее, а водой пользоваться из родников и ручьев. В районе Крапивны и Одоева встретятся щебенистые перекаты и шиверы; на некоторых из них в низкую воду, возможно, потребуется проводка. Пляжей на Упе практически нет; часто берег обрывист и неудобен для выхода. Дно преимущественно каменисто-илистое. После Одоева берега реки понижаются и у воды остаются лишь заросли ивняка.
Ока ниже устья Упы - довольно широкая (60-80 м) река, долина ее широкая, берега открытые. Препятствий движению нет, чаше встречаются пляжи, но удобное для стоянки место надо искать заранее. Путешествие заканчивается на правом берегу Оки у моста шоссе Козельск - Калуга; отсюда до Калуги меньше часа езды. Чтобы не проходить менее интересную вторую половину маршрута, можно закончить путешествие в старинном Одоеве, откуда идут автобусы в Тулу (автостанция в 2 км от берега). Железнодорожные станции Чекалин и Черепеть линии Тула - Козельск, под мостом которой путешественники пройдут вскоре после впадения Упы в Оку, малоудобны для окончания маршрута - поезда здесь ходят редко, а станции расположены вдали от Оки.